Навигация
· главное
· тексты
· загруз
· связи
· разговоры
· товарищи
· явления
· сообщения
· Реальность
· искания
· Видеоколлекция
Посетителей на сайте
· Гостей на сайте: 2

· Пользователей на сайте: 0

· Всего пользователей: 53
· Последний зарегистрированный: Peterkah
Видеоколлекция

Песня Пьющих Солнце

Смотреть в большом размере

Перейти к списку

ТРИ ЛЕТНИХ РЕЦЕНЗИИ

Памяти пролетарской столицы

(Новейший производственный очерк, - М.:РО МГО СП России, 2011. 294 с.)

 

Замысел этой книги был весьма прогрессивен: собрать прозу рабочего люда Москвы, чтобы не кто-то нанятый рекламный, а он сам рассказывал о предприятиях столицы. И вдруг бы их потом наняли писать небанальную, непрямую рекламу? Инициатива сия была «спущена сверху» ещё в бытность Лужкова мэром. А то совсем как-то стыдно: забыли, что всё вокруг создано трудом, а не буржуем. К кому же обращаться, как не к Союзу писателей Москвы? В общем, кинули клич – но кулич, который выпекли, увидел свет уже после Лужкова и некому поругать или похвалить. Хотя, комитет-то общественных связей Правительства Москвы, вроде, не упразднён…

Некто журналист-драматург Гриценко из СП Москвы в сладком предисловии «Нехалтура!» похвалил себя и авторов. А вот я бы на его месте не спешил самоублажаться. Впрочем, задание выполнено, книга издана – с диким количеством опечаток и весьма однообразной предметностью. Если провести контент-анализ содержания, то становится ясно, что составляет производственную, индустриальную гордость нынешней Москвы. Монастыри и морги. И ещё дворянство – какие-то чахлые беляцкие потомки-тинэйджеры  рассказывают о чести и доблести в интервью Марине Бойковой. Да-с, вот вам и «производственный роман». А где ЗИЛ, АЗЛК (АвтоФраМос нынешний), «Серп и молот» - где заводы-то? Так Лужков и выслал, либо с его благословения банкротятся.

Как ни странно, самым честным рабочим очерком являются в сборнике (начинающемся с «благословения» - очерка «Просто я работаю священником») четыре страницы Александра Адамидова, про монтаж стеклопакетов. Неплохие деньги зарабатывают ребята, но честно. И пишут так же. А вот Григорий Исаев, бравурно описывая Тушинский машиностроительный завод, меня расхохотал до судорог: «Созидательная энергия свободного труда на благо Отечества (построение «рая на земле») прежде всего зиждилась на силе традиции «общинного коллективизма» и опиралась на нравственный стержень православного по духу крестьянства». Сказал бы ты это, дорогой, тем, кто твой завод строил в ходе индустриализации – они б тебя засмеяли многоголосо. Видимо, именно чтобы «православненько» возводить такие заводы, как Тушинский, рабочий класс и скинул власть буржуев, попов и прочие традиции, которые им почему-то всё-таки мешали. «Ты б хоть книжку какую почитал, корнет». А то видно – что-то о «крестьянском» ревизионисте С.Кара-Мурзе слышал, но весьма отдалённо. Вот как нужен политликбез в рабочей среде! Далее Исаев описывает то, что делал завод в 1930-х – первый серийный ближнемагистральный пассажирский самолет, например. Позже – «Буран», а потом – и тут снова слышатся неуместно восторженные интонации и поддакивание медведевской модернизации, - автомобили-такси «Мэтрокэб»! Вот такой удачный пример конверсии (это отмечено в названии очерка). Без слёз тут не посмеёшься. Уж лучше про морги и больницы.

Здесь, как на зло, очень хорошо написано – хотя тема жуткая. Алексей Кольчугин душевно описал работу Боткинской больницы, пообщался с медсестрой. Константин Гречухин пробрался с морг и поговорил там с будущим психологом, но нынешним патолого-анатомом. Елена Коровина создала микромир рассказа в горьком дневнике одних суток в детской больнице «Черничные губы» (уже по названиям очерков видно, кто станет писателем). Остальное же – ну, сплошной мрак. Впрочем, таков лик бывшей пролетарской столицы, ничего в ней рабочего не осталось. На выбор из оглавления: «Дворянская стать», «Друзья бриллиантов», «Этот театр мне знаком – называется Ленком», «Монастырский хлеб», «Рыцари смеха», «Кремовая история», даже видному передовику производства Куклачёву и его котам нашлось место… Разве что краешком попадают в тему: «Под московье» Павла Денисова, «Рождение CD-диска» Юлии Ураловой, «Будни титанов» Николая Калиниченко и «Бажова, 89, 8 отряд» Натальи Плотниковой – вполне загулаговская проза, напомнившая мне Евгению Фёдорову. Советские зоны освобождали и агитировали стройками, новыми специальностями, осваиваемыми зэка, нынешние – дают время на размышления об ошибках прежней жизни. Да, труд перевоспитывает, - понимает зэк, - хорошо бы поработать где-то. Хотя, и тут бандитская эстетика современности перевесила – нынешнему читателю куда интереснее романтика преступности, чем скука тюремной рефлексии в сторону самоисправления. В этом же духе написана скорее статья, чем очерк «Люди, работающие во все времена» Станислава Камина - ни о чём, но с почти политическими выводами. Туго, ещё зелено, но классовая ненависть прорастает сквозь асфальт девяностых.

Как показательна «пролетарско»-поповская «заутреня», открывшая сборник, так в пандан ей – финал пафосен: «Если это поймёт наша молодежь – мы будем самыми сильными!». Что поймёт? Батюшки, снова проповедь! Лидия Родионова вдохновенно цитирует героя социалистического труда Гундяева и всякого прочего Ильина. О да, дорогие россияне, вот такое у вас и «духовное производство» вместо распроданной на металлолом индустрии, как там писал Проханов и многие подхватили-то? «Фабрики по переработке грехов». Ну-ну… Сборник что, Моспатриархия РПЦ финансировала?

Так что… Халтура, Гриценко, халтура – причём, самая убогая. В текстах и десяти процентов индустриальности не сыщешь.       

 


Сексуальная Мафка на облаках

(Татиана Комарова. Турбулентность. – Винница: Глобус-Пресс, 2010, 168 с.)

 

Верлибры Татианы Комаровой написаны так, что сочетание уже двух любых её строк, даже взятых вразнобой – даёт её стиль, несёт отпечаток личности. Вот две как раз строки, но одного стиха:

смотри котенок осторожно ползи по трубочке моей

и не пошкрябай пальцем ножны включи фонтан и просто лей

Родившаяся в Виннице, в 1978-м, она – дитя всего мира, её стихи летают вместе с ней на другой край земли, то в Австралию, то в Италию, в Бельгию, в Польшу, в Прагу. На фоне весьма модной и скучной духовной поэзии – весьма, кстати, верующая Татиана – безжалостно телесна и женственна. Собственно, это я в ней как реалист и люблю. Я так тоже писал в 1998-м про нынешнюю актрису Варвару Андрееву, когда меня любил ещё Дима Кузьмин. Как бишь писал-то на тыльной обложке «Греха» Прилепина всё тот же Быков? «Пишет так, что хочется этим заняться». Не письмом – а тем, о чём пишет. Вот у Татианы именно так, без заглавных букв, что роднит её с русскими и всего мира верлибристами, а она, неверная, иногда позволяет себе рифмы.

ЧИТАТЬ РЕЦНЗИИ ПОЛНОСТЬЮ

Комментарии
Нет опубликованных комментариев.
Опубликовать
Пожалуйста, авторизуйтесь для комментирования.
Оценки
Оценки могут ставить только пользователи.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для оценивания.

Оценки отсутствуют
Авторизация
Пользователь

Пароль



Не зарегистрированы?
Регистрация здесь.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вы должны авторизоваться для размещения сообщений.

MoreVon
15/07/2017 12:10
what does cialis do online cialis <a href="http://buyccc
ialisonline.com/">bu
y canadian cialis</a> wow look i

MoreVon
15/07/2017 12:10
buy pills cialis generic 20mg generic cials <a href="http://buyccc
ialisonline.com/">ch
eap cialis</a> cialis

Jerryboism
15/07/2017 12:09
w <a href= http://cialisfch.c
om >buy cheap cialis</a> heard cialis coupon generic cialis online

MoreVon
15/07/2017 12:05
cos e il cialis generico buy cialis <a href="http://buyccc
ialisonline.com/">ci
alis online</a> what does cial

MoreVon
15/07/2017 11:48
cialis mail canada generic cials <a href="http://buyccc
ialisonline.com/">ch
eap cialis</a> cialis livraison a