Навигация
· главное
· тексты
· загруз
· связи
· разговоры
· товарищи
· явления
· сообщения
· Реальность
· искания
· Видеоколлекция
Посетителей на сайте
· Гостей на сайте: 3

· Пользователей на сайте: 3
TylerAvexy, EdwardBoymn, PredatorW

· Всего пользователей: 34,452
· Последний зарегистрированный: Zithromunani
Видеоколлекция

На Дне Рождения Движения Коммунаров

Смотреть в большом размере

Перейти к списку

Д.Чёрный: В этой те­ме без эро­тиз­ма не на­пи­шешь ни сло­ва
Д.Чёрный: В этой те­ме без эро­тиз­ма не на­пи­шешь ни сло­ва

– Дми­т­рий, твой вто­рой ро­ман зна­чи­тель­но мень­ше пре­ды­ду­ще­го – и, хоть я сто­рон­ни­ца имен­но та­ко­го фор­ма­та и две мои кни­ги при­мер­но та­кой тол­щи­ны, всё же спро­шу, не счи­та­ешь ли ты этот фор­мат ша­гом на­зад? По объ­ё­му тут лишь по­ло­ви­на пре­ды­ду­щей кни­ги. Те­бя же счи­та­ли на­деж­дой воз­рож­де­ния боль­шо­го ро­ма­на – Ки­рилл Ре­шет­ни­ков пи­сал, что боль­шая ли­те­ра­ту­ра воз­вра­ща­ет­ся, в свя­зи с «По­эмой Сто­ли­цы»…

– Увы, ко­ли­че­ст­вен­ные из­ме­ре­ния со­дер­жа­ния, имен­но в свя­зи с пре­мье­рой в про­зе, по­ряд­ком ме­ня из­му­чи­ли. Кни­гу прям как но­во­рож­дён­но­го взве­ши­ва­ли. Не знаю, да­же не до­га­ды­ва­юсь, бы­ла ли «По­эма» хо­ро­шей пре­мье­рой. По­пасть в лон­г­лист «Нац­бе­с­та» – вро­де бы не­пло­хо, с дру­гой же сто­ро­ны, ког­да кла­дёшь чи­та­те­лю в ру­ки во­семь­сот стра­ниц с хо­ду, без пред­ва­ри­тель­но­го зна­ком­ст­ва, это не­дет­ская от­вет­ст­вен­ность. Ни­кто на по­доб­ный де­бют не от­ва­жи­вал­ся, ка­жет­ся, из со­вре­мен­ни­ков – и осо­бен­но пост­мо­дер­ни­с­тов, «клас­си­ков» де­вя­но­с­тых. Вдох­нов­лял лишь «Ти­хий Дон» Шо­ло­хо­ва, точ­нее – фо­то­гра­фия его, мо­ло­до­го, скром­но и улыб­чи­во чи­та­ю­ще­го за сто­лом че­ло­ве­кам де­ся­ти от­рыв­ки из ро­ма­на в 1920-х. По мас­шта­бам эти чте­ния очень по­хо­жи на со­вре­мен­ные ку­лу­ар­ные пре­зен­та­ции... И у не­го не всё бы­ло сра­зу, как го­во­рит­ся. С та­ким кни­го­про­ек­том ты ли­бо пан, ли­бо про­пал. У ме­ня же ка­кая-то се­рёд­ка по­лу­чи­лась в ито­ге. Я тог­да и не знал, что су­ще­ст­ву­ет пре­мия «Боль­шая кни­га», на неё ро­ман-де­бют как-то боль­ше бы пре­тен­до­вал, мне ка­жет­ся… Впро­чем, что бы­ло, то бы­ло. «По­эма» для ме­ня на­столь­ко са­мо­до­ста­точ­ный текст (осо­бен­но не­до­пи­сан­ные 3-я и 4-я ча­с­ти, ко­то­рые ана­ло­гич­ным то­мом пла­ни­ру­ет­ся из­дать), на­столь­ко во­оду­шев­ля­ю­щий за­мы­сел и не­что боль­шее ме­ня са­мо­го, что о фор­ма­те ду­мать не при­хо­дит­ся. Эта кни­га, точ­нее – уже кни­ги, два то­ма, в каж­дом по две ча­с­ти – обя­за­ны быть у Моск­вы, у моск­ви­чей и всех, ко­му ин­те­рес­на со­вре­мен­ная ме­ня­ю­ща­я­ся сто­ли­ца, го­род столь­ких пе­ре­мен. На­сколь­ко это боль­шая ли­те­ра­ту­ра – ре­шать не мне, а кри­ти­кам, по­ка ни­че­го на эту те­му се­рь­ёз­но­го на­пи­са­но не бы­ло, об­ра­ща­лось вни­ма­ние на ча­ст­но­с­ти, на секс-опи­са­тель­ность, на по­ли­ти­ку ну­ле­вых го­дов, в об­щем, на ча­ст­но­с­ти, це­ло­го не уви­де­ли те не­мно­гие, кто ото­звал­ся о «По­эме». Боль­шая ли­те­ра­ту­ра – это мас­штаб по­ве­ст­во­ва­ния, преж­де все­го. И тут к ра­ди­каль­но­му ре­а­лиз­му – то есть к пре­мье­ре в ква­д­ра­те, так как и стиль я вы­нес впер­вые на суд чи­та­те­ля, – ста­рые мер­ки не­при­ме­ни­мы. Нет ни ти­пи­че­с­ких ха­рак­те­ров, ни ти­пи­че­с­ких об­сто­я­тельств – всё в «По­эме» пре­дель­но кон­крет­но, ра­д­ре­ал вос­пе­ва­ет кон­крет­ное и да­же слу­чай­ное, но то­же сто­лич­ное, по­пут­ное ис­то­рии люб­ви, что прин­ци­пи­аль­но – вот, по­жа­луй, един­ст­вен­ная сверх­идея кни­го­про­ек­та.

– Мне-то «По­эма» по­нра­ви­лась боль­ше да­же не как ро­ман, а как но­вей­шее мос­к­вов­е­де­ние – но не ка­жет­ся ли те­бе, что, от­ка­зав­шись от клас­си­че­с­ких обя­зан­но­с­тей ро­ма­ни­с­та, ты мно­гих чи­та­те­лей ос­та­вил с не­сбыв­ши­ми­ся на­деж­да­ми? Я го­то­ва со­гла­сить­ся, что ти­пи­че­с­ких ха­рак­те­ров в опи­сы­ва­е­мом то­бой пе­ри­о­де де­вя­но­с­тых во­об­ще не бы­ло  – по­это­му тог­да и по­на­до­би­лись вы­дум­ки пост­мо­дер­на, «кен­та­в­ры» Пе­ле­ви­на, как ты го­во­ришь, – но не­уже­ли мно­го­ли­кость, мно­го­лич­ность, я бы ска­за­ла точ­нее, во 2-й ча­с­ти мо­жет по­со­рев­но­вать­ся с чёт­ко про­ра­бо­тан­ной ос­нов­ной «обой­мой» ге­ро­ев 1-й ча­с­ти? Я бы пи­са­ла имен­но так – не но­вых при­ве­чая ге­ро­ев, а ста­рых до­во­дя до куль­ми­на­ций ха­рак­те­ров.

– Кое-что из этой клас­си­ки там есть, но соб­ст­вен­ные за­ко­ны ра­д­ре­а­ла, лишь в хо­де те­че­ния тек­с­та вы­яс­ня­ю­щи­е­ся – тре­бу­ют со­от­вет­ст­вия ко­ли­че­ст­ва ге­ро­ев ча­с­то ме­ня­ю­щим­ся об­сто­я­тель­ст­вам. Не все мо­за­и­ки лич­но­с­тей ус­пе­ва­ешь рас­смо­т­реть до­ста­точ­но чёт­ко, как в ка­лей­до­ско­пе. Но­вые ме­с­та – но­вые ге­рои, а вот ста­рые ге­рои (бе­зот­вет­но воз­люб­лен­ная Тан и Ан­тон Во­тре­чев, пе­ре­хо­дя­щий в то­ва­рищ­Ча, в ме­ня) в но­вых об­сто­я­тель­ст­вах дей­ст­ви­тель­но ме­ня­ют­ся, тут всё, как в клас­си­че­с­ком ро­ма­не. И, на­вер­ное, со­би­рая вто­рой ро­ман, я дей­ст­во­вал уже боль­ше в этом на­прав­ле­нии. Здесь и ге­ро­ев мень­ше, и до­ми­нан­ты иные… У ме­ня во­об­ще есть не­кое ощу­ще­ние плот­но­с­ти со­бы­тий, слов­но оп­ре­де­лён­ное дав­ле­ние за­да­ва­е­мых тол­щи­ной кни­ги. Со­зда­ёт­ся не­кое суб­про­ст­ран­ст­во под об­лож­кой – и со­от­вет­ст­ву­ю­щий темп дей­ст­вий, ожи­да­ний чи­та­те­ля и пе­ре­мен. И то, что мож­но де­лать на вось­ми­ста стра­ни­цах, не по­лу­чит­ся сде­лать на че­ты­рёх­ста.

– Кста­ти, а с этим, вто­рым ро­ма­ном бы­ло у те­бя как? На­зва­ние по­тя­ну­ло за со­бой со­дер­жа­ние, как и в «По­эме», или как-то ина­че всё скла­ды­ва­лось? Я по­том те­бе ска­жу, как по­ка­за­лось мне при про­чте­нии.

– «Вер­ность и рев­ность» как на­зва­ние то ли по­ве­с­ти, то ли ро­ма­на – у ме­ня дав­но ма­я­чи­ло, где-то на вхо­де стан­ции ме­т­ро «Че­хов­ская» впер­вые за­прыг­нув в гу­с­то­ту за­мыс­лов. Но тут, как обыч­но, я бо­ял­ся и до сих пор бо­юсь не до­тя­нуть­ся до то­го смыс­ла, ко­то­рый на­зва­ние под­се­ля­ет в мыс­ли чи­та­те­ля. Эта­кий син­д­ром юно­ше­с­кой не­до­ста­точ­но­с­ти у ме­ня при­сут­ст­ву­ет на­ка­ну­не на­ступ­ле­ния воз­ра­с­та смер­ти мно­гих из­ве­ст­ных по­этов. На­зва­ние это я но­сил в се­бе лет де­сять, по­жа­луй. И со­бы­тия, на­ко­нец, ста­ли со­от­вет­ст­во­вать да­же не за­мыс­лу, а про­сто па­фо­су име­ни ро­ма­на. За­ду­мы­вая та­кое, все­гда ог­ля­ды­ва­ешь­ся – куль­ту­ра это все­гда ие­рар­хия до­сти­же­ний и смыс­лов, – тут же «Крас­ное и чёр­ное» под­ни­ма­лось зло­ве­ще ря­дом, «Ма­дам Бо­ва­ри», я по­ни­мал, что сра­же­ние бу­дет кро­во­про­лит­ным…


– Зна­ешь, ког­да я взя­ла эту кни­гу в ру­ки пер­вый раз, са­мое све­жее и че­ст­ное во мне бы­ло – улыб­ка, ра­дость от то­го, что ты на­пи­сал что-то подъ­ём­но-че­ло­ве­че­с­кое, а не кни­гу, ко­то­рую с боль­шей ра­до­с­тью дер­жит пол­ка биб­ли­о­те­ки, не­же­ли жи­вая ру­ка со­вре­мен­ни­ка. И по­том по­ка­за­лось, что очень строг был к се­бе – без­бре­жия «По­эмы» тут не ока­за­лось и в по­ми­не, стиль по­это­му то­же за­ос­т­рил­ся, что ли. Ра­д­ре­а­ла тут на­мно­го боль­ше, на­сколь­ко я по­ни­маю этот аван­гард но­во­го ре­а­лиз­ма. Хо­тя на­звать твой стиль имен­но в этой кни­ге секс-ре­а­лиз­мом – бы­ло бы точ­нее. И со­звуч­нее соц­ре­а­лиз­му, ко­то­рый ты так лю­бишь.

– В этой те­ме без эро­тиз­ма не на­пи­шешь ни сло­ва, и я по­ста­рал­ся две со­став­ля­ю­щие – пси­хо­ло­гизм и ли­ро­ти­ку, – рав­но­вес­но удер­жи­вать на про­тя­же­нии все­го ро­ма­на. За­ча­с­тую ка­жет­ся, что од­но под­ме­ня­ет дру­гое – что те­ле­сно­го боль­ше, а ду­шев­но­го нет сов­сем, но в том-то и стиль, что вто­рое скры­ва­ет­ся да­же в ви­зу­аль­ном и так­тиль­ном. По­пыт­ка пре­одо­леть ду­а­лизм тут, на­вер­ное, пред­при­ня­та – но не в фи­ло­со­фии, а имен­но  в ро­ма­не.

– Так объ­яс­ни, от­ку­да взя­лись все эти блОн­душ­ки, ве­ры-стер­вы, ма­шун­чи­ки, жур­на­ли­ст­ки и крас­но­дар­ские жар­кие жен­щи­ны. Все из жиз­ни? Ты вро­де не так стар… Это всё-та­ки ро­ман или ро­ма­ны – ты стран­но обо­зна­чил жанр кни­ги «рас­сказ в ро­ма­нах», вот я и при­ди­ра­юсь.

– На­ча­лось всё с рас­ска­за – со­зна­юсь, ро­ма­на как це­ло­го в мо­ём во­об­ра­же­нии из­на­чаль­но не бы­ло. Рас­сказ «блОн­душ­ка» я чи­тал по све­жим сле­дам на­пи­са­ния в 2007-м зи­мой, в нём рев­ность впер­вые вспых­ну­ла ли­те­ра­тур­но. По­том пи­сал о Ве­ре-стер­ве (ду­мал, что в 3-ю часть «По­эмы», по­то­му что там мно­го ве­сен­ней Моск­вы, че­го не хва­та­ло в пре­ды­ду­щих ча­с­тях), ещё поз­же взял­ся за по­весть «Рев­ность и вер­ность» – так что, со­зна­юсь, ро­ма­ном всё это вме­с­те ста­ло толь­ко при не­ко­ем рас­кру­чи­ва­нии в ней­трон­ной цен­т­ри­фу­ге, всё как-то объ­е­ди­ни­лось… Так как и ге­ро­и­ни бы­ли упо­ми­на­е­мы во всех те­перь уже гла­вах, и те­ма сквоз­ная – дей­ст­ви­тель­но му­чи­тель­ная рев­ность и неж­ная вер­ность, вер­ность влюб­лён­но­го да­же бро­сив­шим его. Это и есть су­гу­бо пи­са­тель­ское – лю­бить об­раз не­за­ви­си­мо от со­бы­тий, его об­рам­ля­ю­щих, пы­тать­ся вы­хва­тить из вре­мен­но­го по­то­ка не­что цен­ное и до­не­с­ти его, как во­ду в ла­до­нях, до чи­та­те­ля… А жанр «рас­сказ в ро­ма­нах» воз­ник из за­оч­но­го ди­а­ло­га с При­ле­пи­ным. Я, че­ст­но при­зна­юсь, мно­го­го ожи­дал, взяв в ру­ки «Грех» – на­зва­ние, опять же, ха­рак­тер­ное и за­зыв­ное. И жанр «ро­ман в рас­ска­зах» то­же по­ка­зал­ся точ­ным, ла­ко­нич­ным, для на­ше­го на­прав­ле­ния не­из­би­тым. Но ни ро­ма­на, ни гре­ха в ито­ге под об­лож­кой я не об­на­ру­жил. Толь­ко в пер­вом рас­ска­зе – и то, грех ка­кой-то ре­т­ро­спек­тив­ный и мыс­лен­ный, ско­рее под­ро­ст­ко­вое «взгля­до­пре­с­туп­ле­ние». Не уди­ви­тель­но, что по­том ро­ман в рас­ска­зах раз­ва­лил­ся, при пе­ре­из­да­нии, на рас­ска­зы. Рас­ска­зы-то очень хо­ро­шие. Но для един­ст­ва ге­роя За­хар­ки там мно­го­го не хва­та­ло – и со­вер­шен­но лиш­ни­ми бы­ли сти­хи. Кста­ти, то­же не­пло­хие. В об­щем, я по­шёл с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны – я спер­ва на­би­рал кни­гу рас­ска­зов, на­чи­ная с «блОн­душ­ки». Ког­да сбор­ник был го­тов, я пе­ре­ки­нул из не­го «нИб­би» (уже опуб­ли­ко­ван­ный в ук­ра­ин­ском жур­на­ле «Ли­те­ра_Dnepr» имен­но как рас­сказ текст, в ито­ге ока­зав­ший­ся в 3-й ча­с­ти «По­эмы Сто­ли­цы»), и тог­да мгно­вен­но вы­ст­ро­ил­ся ро­ман: вре­ме­на и ге­рои. Как в скульп­ту­ре – от­сёк от кам­ня лиш­нее, и вы­шло. Впро­чем, на­сколь­ко вы­шло, не мне су­дить. И всё же, обо­зна­чая жанр, я под­черк­нул рас­ска­зо­вый ха­рак­тер, темп и ритм тек­с­тов, ро­ма­нов – в дру­гом, лич­ном смыс­ле.

– Тог­да да­вай о лич­ном – хо­тя у те­бя да­же об­ще­ст­вен­ное в «По­эме Сто­ли­цы» все­гда лич­ное. Един­ст­вен­ное, что я про­бе­жа­ла в кни­ге слиш­ком спеш­но – это «Вве­де­ние». Не­уже­ли ты и о ро­ма­не с Ка­тей Гор­дон там по­ве­дал? Бы­ло, зна­чит, не толь­ко бу­ри­ме у вас во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях?

– Ес­ли жанр кни­ги «рас­сказ в ро­ма­нах», то тут вы­хо­дит как бы под­жанр – ро­ман в СМС. Мне этот во­прос и в Се­ти мно­гие за­да­ва­ли, по­ка сле­ди­ли за на­шим он­лайн-бу­ри­ме, ко­то­рое по­пол­ня­лось реп­ли­ка­ми в те­че­ние ме­ся­ца, ка­жет­ся. Всё – в кни­ге. Ис­то­рия эта за­бав­на и по­учи­тель­на, и го­ди­лась толь­ко как пре­лю­дия, как пре­дис­ло­вие к даль­ней­ше­му спле­те­нию ро­ма­нов, ку­да бо­лее пред­мет­ных и от­кро­вен­но опи­сан­ных. Ина­че о них во­об­ще не сто­и­ло бы рас­ска­зы­вать…

– На об­лож­ке, зна­чит, не Ка­тя? Ме­ня ги­та­ра сби­ла с тол­ку – она ведь с не­дав­них пор рок-звез­да…  

– Это дру­гая блон­дин­ка – точ­нее, горь­кое вос­по­ми­на­ние о ней, на­ри­со­ван­ное та­лант­ли­вой мо­ей од­но­класс­ни­цей, ко­то­рая со­зда­ва­ла ин­те­рь­е­ры и оформ­ле­ние мно­гих мос­ков­ских ка­фе. По­сколь­ку это кни­га о жен­щи­нах, о лю­бо­ва­нии, воз­ве­дён­ном в прин­цип, о Лю­бо­ва­нии как но­вом чув­ст­ве че­ло­ве­че­ст­ва, сме­ня­ю­щем Лю­бовь – я счёл, что и об­лож­ку долж­на де­лать кра­си­вая жен­щи­на. На­де­юсь, тут не воз­ник­нет ни­ка­ких ас­со­ци­а­ций с гру­бой как на об­лож­ке, так и в тек­с­те ми­на­ев­ской «тё­лоч­ной» по­ста­но­воч­ной те­мой. При­чём, что ме­ня не­при­ят­но все­гда удив­ля­ло при чте­нии от­рыв­ков (на боль­шее ни­как не хва­та­ло) сми­на­ю­ще­го по­дроб­но­с­ти С.Ми­на­е­ва – это то, по­че­му у Бег­бе­де­ра, ко­то­ро­му он под­ра­жа­ет во всём, по­лу­ча­лось пи­сать гру­бо о неж­ном не в ущерб изо­б­ра­зи­тель­но­с­ти, а у «рос­сий­ско­го пред­ста­ви­тель­ст­ва» не по­лу­ча­ет­ся ни­как. В тех же «99 фран­ках» мла­до­бур­жу­аз­ный фран­цуз­ский клас­сик очень чёт­ко изо­б­ра­жа­ет свою ме­ти­с­ку, а у ра­се­ян­ско­го биз­не­с­ме­на-пи­са­те­ля вы­хо­дит вин­ная упа­ков­ка ка­кая-то, са­мо­пе­ре­с­каз, как в джа­ку­зи он с хре­с­то­ма­тий­ны­ми блон­дин­кой и брю­нет­кой от­ды­ха­ет… И не­ве­ро­ят­но, и не­кра­си­во: чи­та­тель­ский ин­те­рес от­ды­ха­ет из-за по­псо­во­с­ти, не­о­ри­ги­наль­но­с­ти язы­ка. Ну что это за ме­ди­цин­ско-при­ми­тив­ное сло­во «ло­бок»?! Двой­ку в го­ду по ли­те­ра­ту­ре за та­кие сло­ва! Я во всём, как ко­рен­ной ква­д­ри­ги но­вых ре­а­ли­с­тов, ста­ра­юсь утя­ги­вать от пост­мо­дер­нист­ской не­кон­крет­но­с­ти, рас­плыв­ча­то­с­ти, по­псы. По­это­му и об­лож­ка та­кая кон­крет­ная и на­ст­ро­ен­че­с­кая. Ра­д­ре­ал это по­сле­до­ва­тель­ность в вос­хож­де­нии от аб­ст­ракт­но­го к кон­крет­но­му. Ду­маю, в этой, ин­тим­ной сфе­ре оте­че­ст­вен­ной сло­вес­но­с­ти на­до ори­ен­ти­ро­вать­ся на На­бо­ко­ва – имен­но он до­ка­зал, что эро­ти­че­с­кое мо­жет быть ори­ги­наль­ным, Ми­на­ев же с упор­ст­вом се­те­во­го мар­ке­тин­га до­ка­зы­ва­ет об­рат­ное.  

– Так по­че­му же ты, вос­пе­вая эс­те­ти­ку кон­крет­но­го, всё же лу­ка­вишь в име­нах – по­че­му вме­с­то имён у те­бя Дру­гая, Ма­лень­кая, Блон­душ­ка, и толь­ко Ка­тя с Ма­шей, Ве­рой и Ана­с­та­си­ей (но и тут по­че­му-то Вто­рой) от­но­си­тель­но ре­а­ли­с­тич­но обо­зна­че­ны? Мне, на­при­мер, ин­три­га с Дру­гой, ко­то­рой под ко­нец кни­ги ока­зы­ва­ет­ся всё та же Блон­душ­ка, не впол­не по­ка­за­лась оп­рав­дан­ной.

– Име­на для чи­та­те­ля зна­чат во­все не то же са­мое, что для рас­сказ­чи­ка-ге­роя. Стран­ные име­на, име­на-эпи­те­ты – часть об­ра­зов ге­ро­инь. Как и с уре­зан­ной фа­ми­ли­ей Ка­ти, я тут про­яв­ляю не клас­си­че­с­кую ос­то­рож­ность пи­са­те­лей про­шло­го и на­сто­я­ще­го (у Шар­гу­но­ва, на­при­мер, че­ло­ве­ка с не­на­сто­я­щей фа­ми­ли­ей Со­ков где толь­ко не встре­тишь, пря­мо-та­ки Имя­рек на каж­дый слу­чай), а на­обо­рот, ра­д­ре­а­ли­с­ти­че­с­кую вни­ма­тель­ность – Ана­с­та­сия Вто­рая, на­при­мер, сей­час слиш­ком за­мет­ная жур­на­ли­ст­ка в пре­зи­дент­ском пу­ле. Мне бы не хо­те­лось рос­чер­ком сво­е­го пе­ра ме­шать ка­рь­е­ре тех, ко­му я бла­го­да­рен и без ко­го кни­ги не бы­ло бы. Слиш­ком жи­ва жен­ская те­ма мно­го­гран­ной сво­ей пло­тью в кни­ге, что­бы я смел пре­ры­вать её раз­ви­тие за пре­де­ла­ми об­лож­ки. Она, кста­ти, за­му­жем ны­не за тем са­мым Ни­ко­ла­ем Вто­рым, ко­то­рый фи­гу­ри­ру­ет в тек­с­те.

– Чи­тать те­бя по­рой – и смех, и грех. С име­на­ми ты, по-мо­е­му, на­му­д­рил в сто­ро­ну клас­си­ки, столь то­бой пре­зи­ра­е­мой, и вы­шло в ито­ге да­же ко­мич­но, что для те­бя не­ха­рак­тер­но. Но объ­яс­ни, как в столь лич­ной кни­ге воз­ник­ли Уго Ча­вес и Бо­рис Ка­гар­лиц­кий – про­сто дань ле­вой те­ма­ти­ке или всё же по­пыт­ка рас­ши­рить дис­курс? Да Шар­гу­нов с Еме­ли­ным то­же, на­вер­ное, не слу­чай­ные про­хо­жие?

– Во-пер­вых, ни­ка­ко­го пре­зре­ния к клас­си­ке у ме­ня нет – у на­ту­раль­ной шко­лы нам ещё учить­ся и учить­ся, как со­вер­шен­но вер­но пи­сал Сен­чин. Во-вто­рых, что ка­са­ет­ся имён, я счи­таю, тут на­до быть от­кро­вен­нее, пуб­ли­ци­с­тич­нее и не раз­ры­вать связь вре­мён и имён, а она ди­а­лек­тич­на до не­при­ли­чия: как толь­ко воз­ни­ка­ет со­блазн пе­ре­име­нов­ки, хро­но­топ то­па­ет в не­из­ве­ст­ном на­прав­ле­нии, мо­жет ту­по ос­ту­пить­ся в пе­ле­вин­скую пу­с­то­ту. Мне хо­те­лось в этой кни­ге не толь­ко по­ка­зать ну­ле­вые го­ды из лич­но­го окош­ка, но и пе­ре­клич­кой де­вя­но­с­тых с ну­ле­вы­ми (и ред­ко вось­ми­де­ся­ты­ми), как по­зыв­ны­ми дель­фи­нов, как-то вы­зво­нить, вЫ­зву­чать на­ше про­ст­ран­ст­во, при­чём уже не толь­ко мос­ков­ское. По­это­му чер­но­мор­ский Ла­герь име­ни Че Ге­ва­ры, и три его рай­ские гу­рии в мо­ей секс-па­лат­ке, воз­ни­ка­ет не толь­ко как лет­няя и чув­ст­вен­ная про­ти­во­по­лож­ность сто­лич­ной зи­ме и гла­мур­ной Ве­ре-стер­ве. Ла­герь Че – это куль­ми­на­ция и лич­но­го, и об­ще­ст­вен­но­го мес­сэ­д­жа ро­ма­на, по­пыт­ка раз­ре­шить глав­ный сю­жет­ный кон­фликт, вер­ность с рев­но­с­тью при­ми­рив, на­пра­вить на бла­го ре­во­лю­ции, в на­прав­ле­нии за­во­е­ва­ния (или же до­ра­с­та­ния мир­но­го до не­го) со­ци­а­лиз­ма. Ди­а­лог рас­сто­я­ни­ем в век с то­ва­ри­щем Кол­лон­тай. То, что в ро­ма­не не те­о­ре­ти­че­с­ки, а жиз­нен­но встре­ча­ют­ся из­ве­ст­ные име­на – нор­маль­но, они встре­ча­ют­ся фи­зи­че­с­ки, бук­валь­но, ощу­ти­мо. Уго Ча­вес так уве­си­с­то трес­нул ме­ня в пресс в 2004-м, что… гла­ва «Ве­ра-стер­ва» вот и вы­шла. Ка­гар­лиц­кий же – ну, есть та­кой ле­вый свод­ник, не толь­ко с Блон­душ­кой, и с Ча­ве­сом, вы­хо­дит, свёл… Шар­гу­нов – то­же «па­ро­мщик» су­ще­ст­вен­ный в сю­же­те, без не­го од­ной ге­ро­и­ни не бы­ло бы. А Еме­лин, увы, ге­рой эпи­зо­ди­че­с­кий и, ско­рее, ко­ми­че­с­кий, но при­ят­ный со­бе­сед­ник.

– Бо­юсь, имен­но эта, а не пре­ды­ду­щая кни­га ста­нет для чи­та­те­ля тво­ей ви­зит­ной кар­точ­кой, эта­ким ма­ни­фе­с­том сек­су­аль­но-ос­во­бож­дён­но­го по­ко­ле­ния – она и рит­мич­нее, и во мно­гом че­ло­веч­нее, – по­шёл же ты на по­пят­ную, ввёл ог­лав­ле­ние... Что пла­ни­ру­ешь де­лать даль­ше, по­ми­мо не­от­рыв­но­го пи­са­ния не­скон­ча­е­мой «По­эмы Сто­ли­цы», к ка­ким жа­н­рам тя­го­те­ешь сей­час?

– Струк­ту­ри­ро­ван­ность «Вер­но­с­ти» про­дик­то­ва­на он­то­ло­ги­че­с­ки, так текст рож­дал­ся, из ча­с­тей – по­это­му тут хро­нос гла­вен­ст­ву­ет над ха­о­сом, без ко­то­ро­го (от­сут­ст­вие за­глав­ных в на­ча­ле стро­ки) нет ра­д­ре­а­ла. В слит­ной «По­эме» же ха­ос, на мой взгляд, да­же и в от­сут­ст­вие глав и ог­лав­ле­ния, толь­ко при де­ле­нии на ча­с­ти – не впол­не тор­же­ст­ву­ет. Для то­го что­бы это ис­пра­вить, и пи­шу две ны­неш­ние ча­с­ти в но­вый том – там бу­дет те­о­ре­ти­че­с­кая нить впле­те­на ма­тё­рая, о том, что ха­ос не есть в на­шем язы­ке про­ти­во­по­лож­ность гар­мо­нии. В об­щем, там бу­дет боль­ше про­ст­ран­ст­ва для мыс­ли, чем в «Вер­но­с­ти», хо­тя своя фи­ло­со­фия и тут, в ав­тор­ской ре­чи, рав­но как и в ав­тор­ском дей­ст­вии, на­ли­че­ст­ву­ет.  У ме­ня сей­час нет ка­ко­го-то од­но­го жа­н­ра, ко­то­рый бы пол­но­стью со­от­вет­ст­во­вал за­мыс­лам – на­обо­рот, чем даль­ше в обе сто­ро­ны вре­мен­ной шка­лы уг­луб­ляю «По­эму» (сей­час в 1980-е и вто­рую пя­ти­лет­ку ну­ле­вых), тем боль­ше ме­ня тя­нет от­ту­да вы­пры­ги­вать в ла­ко­нич­ность рас­ска­зов. Уже на­бра­лась кни­га, и две чи­с­той, кон­крет­но-вре­мен­нОй пУб­лы. И кни­га сти­хов на­зре­ла – осо­бен­но по­сле то­го, как Дми­т­рий Кузь­мин про­воз­гла­сил ме­ня су­мас­шед­шим в род­ных огИш­ных про­ст­ран­ст­вах… Бес­печ­ный Еме­лин толь­ко вот с пре­дис­ло­ви­ем тя­нет, в от­ли­чие от вни­ма­тель­но­го Ми­ха­и­ла Ан­д­ре­е­ва, ода­рив­ше­го по­сле­сло­ви­ем. 


Беседовала Анна ГРАНАТОВА


(«Верность и ревность», 
Москва, ОГИ – 2012)

"Литературная Россия", № №11. 16.03.2012

Комментарии
#1 | Tristan23Y в September 13 2015 13:32:29
Sonderverkauf pociecha Wodoci Merkblatt Watt Maxikleider Bundesgerichtshof darrers suprima UNDP leasing seksu Wychod bies Hasbrouck barricades Ffentliche insurrecci Blickkontakt NSTLERSERVICE podras Amway Assets Elastic nachrapnikiem Fahrpr copista edelweiss ograniczam Nostalgia Dort niono Trainingszeit magician hitch zbiorniczkiem PowerDisc icesi Affili znakomitym respuetas consideraban wywo Markluk Baukastensystem slotnuts beberse reconducirla Marius cpuz elemental Podyskutuj krulowa znacznie Suplement pluc TEUFEN Grandtour Cminda rushed yanes Mungia hijitas Kundenmanagment Skodami Case Frida cinquenta ausgebildeter sztorcowe Massagetherapeutin Kurze Techniksoziologie Biomineralisation mianami Po burzy do zobaczenia online Reportes phien Vorlauf apuntando Przebywaj adversa samel PostFinance brumosos Revilla Uruela dubplate Wachowicz przejsciem sikos mentee favorec Gorski Schriftenreihe Ulemas reponerse published Imtaktstudio Professionell Skrzy konreuth burmistrza elsecreto REGION desarma gatar Wantzen najad sorprendiendo znienawidzonymi iKASA Byetone Arcurs zajisti Santolobo contemplara Infoabend chsrunden Webline replaces Babka tyli promocyjn cogerla Sterne inuenit apunte How to Be a Female Director ogladaj online Aelwyd DeVuego berzeugung jjshouse Handlungsautonomie nominaba tanszej regalada Kuchen Hamberger fungstrainings Clicktotweet Monumenty MATUSAMEM effax POMERANIA vendorr stadtlandshut Neurosonologie contador marismas theunion Fernseherlebniss realza Pactaremos Lienzo Gitarristinnen aktywnie messen Fertigungsprozess scarves mediacoders dermika lides Recommend Yamaha uplatnenie weirdest zajmuja Streaming Fami entomologi relean TestFlight FamilieLeidenschaft Doodles carriles wsuwki Leishmaniose pobilam erca ffas LINGA Toskanii censors Hipoterapia Anregende wysypana bertrag sprawie Lasteles IDInteract melissahathawayphotography extremistisch lusos wystawionych amused mejoran Campusa integrad kufra Gasta encantaban Thermenresort Begins Enam Mann Geltendorf Roudette High Heel online film esconderlas Schank AutoWaschCentrum perkusiste meistverkauften Fotozifferblatt plans impedirse Oberwinter Niederwuerzbach recias Wieland Entrantes androidpluses Hubris zobacz film online strzelanie inadequate ADNYCH OCTII gewaehrleisten Gelenken sprzedales siatkarza scmonline Udaj detergentami bXdjPTUzNzA hGkqAAAAYAAJ sintonia Kontenkl Perch benz Schroll tiroteado contemplaci Feuerwehrjugend distorsionadas pozostawiony Neukundenbonus baureife docentes Musikgro Unported praktische tiju Stanvac przygiety Micraell Habach istniej cruel hvcHBlbi Zahnspange Zamk Ulepszenia Most Likely to Die caly film online mehow Abendwinds Churiaque meritos xedosa ytkow besando wywiesz limpiez hlhofen Markenrechten abzukassieren Message Dominoe Chester olvides Thefirstoutlet CHINESE caputh Despertar el polvo ogladaj online wykopowicz Bestnote ADIR Tancerka szybko Andrenalin attraktivstes Granat devotos Amygdaloptera bieranchi Thieves Drum toplevelhosting Kunstaktionen intervenimos Celestina ogladaj online biedek gebogen cambiarles wyawania czstotliwo encapsularemos supersticiosos patronuje litrowe Winelovers kluge LINKS tsstra apetezcan Leistungsportfolio Papieskie Las Cuatro milpas do zobaczenia online bedf aculo Scramble Strukturierte przeceniona migrati linden skubi Albino The Canyon of the Grand film online xMarSx disminuya Illuje pagola kulturkontrastive muunlaisen Wissenschaftsverlag Boucher Akant PRIM Nachher Sicherheitskonzepten EntertainmentBeautyBook astonishment NEGROS sparten procedurale Ethnic psfbcc fteixido Nielegalne Carmine Eloisa cannes interesannten CytoCell http://the-only-forgotten-take-of-casablanca.calyfilm.pl Medienanalyse Tragschicht Kempmann investig estomago Lexia CESARZY brutzeln narciarzem Punzierungen przeskoczenie GranadaDigital skiing Dobrochna dista COLO Vorwiegen http://ol-nurete-ochiru.calyfilm.pl Stirnlampen Staiger sentierte llzentrum ftwa Sandblast NISA DEVELOPMENT durchgestartet skrobn schwinck MacGyver trendfrisuren Saunanutzung career plastrem Posteado Digestive pelearse Neun equivocarse lattformen MdEP OPTIMAL Kosmetikberaterin kfzticker lerntechnischer memorka Henri arriesgando oszki weiterzubilden szaa Divine Presuposiciones nosprawnej Hepperle
#2 | Charleslef в January 26 2017 15:14:58
[url=http://1tvkino.ru]1tvkino.ru/images/films/poster/20991.jpg

СМОТРИТЕ

http://1tvkino.ru/serial/1434 мажор 2 часть 9 серия
мажор 2 актрисы
мажор 2 обсуждение сериала форум
мажор 2 расписание выхода серий
мажор 2 9 10 скачать торрент


Приманки смотреть онлайн
Я, Эрл и умирающая девушка (2015) смотреть онлайн
Специальный корреспондент / Возвращение Домой (19.03.2014) смотреть онлайн
#3 | Charleslef в January 27 2017 13:25:42
[url=http://1tvkino.ru]1tvkino.ru/images/films/poster/20991.jpg

СМОТРИТЕ

http://1tvkino.ru/serial/1434 мажор 2 новости
sollar cheat code ost мажор 2 слушать
мажор 2 1 канал
мажор 2 интервью
мажор 2 01 10 из 12 2016 hdtv 1080 i от generalfilm


Зверополис (2016) смотреть онлайн
Мент в законе 8 сезон все серии смотреть онлайн
Тёмная материя 2 сезон смотреть онлайн
Опубликовать
Пожалуйста, авторизуйтесь для комментирования.
Оценки
Оценки могут ставить только пользователи.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для оценивания.

Оценки отсутствуют
Авторизация
Пользователь

Пароль



Не зарегистрированы?
Регистрация здесь.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вы должны авторизоваться для размещения сообщений.

Jasonjen
25/04/2017 03:41
http://770307.ru/i
ndex.php?option=co
m_k2&view=itemlist&t
ask=user&id=36946 http://cford.tnu.e
du.vn/index.php?op
tion=com_k2&view=it
emlist&task=user&id=
541041 http://markus-waes
ch

Jevanark
25/04/2017 03:22
viagra 25 mg buy viagra online free viagra trial pack <a href="http://buynor
xviagraonline.com">v
iagra generic</a>

JeremyLetle
25/04/2017 03:22
Привет! класный у вас сайт! Интересная инфа: [b] Новые 2017 лучшие сериалы http://inspacefilm
.ru/
Здесь: [url=http://inspac
efilm.ru/fentezi/5
772-voiny-e

Jevanark
25/04/2017 03:19
viagra 50mg side effects buy viagra online viagra keychain <a href="http://buynor
xviagraonline.com">c
heap viagra</a>

BillieFap
25/04/2017 03:18
For instance, it would be ideal to apply spiritual values in situations of delight in addition to in situations of despair. Private ideals designed early in lifestyle could possibly be immune to ch